Сегодня 29 - лунный день в Иволгинском Дацане проводится Хурал АРБАН ХАНГАЛ 🙏🙏🙏
Гневная эманация Пяти Дхьяни Будд это Арбан Хангал - десять хранителей - сахюусанов: Гомбо, Гонгар, Шагдар, Чойжал, Лхамо, Сэндэма, Шалши, Намсарай, Жамсаран, Цамба покровительствуют верующим, устраняя препятствия на пути к достижению благой цели, помогают нам в развитии духовной практики.
1. Гомбо сахюусан (от санскритского языка Махакала - Великий черный, монг. яз. Ехэ Хара) - по традиции бурятского и тибетского буддизма его считают Дармапалой (тиб. Чойжан) - старшим хранителем Дармы (ахалагша сахюусан), а по монгольской традиции дхармапалой считают Очирвани сахюусан.
Гомбо сахюусан он же гневная эманация Будды Арьябалы (Будда сострадания - возникший силами Буддой Амитабхи). Его обитель Ранжин Мани (Кяхтинский район, в двух километрах к западу от Балдан Брейбун дацана).
Цвет тела Гомбо тёмно-синий, имеет угрожающий вид, также он одноликий и шестирукий, стоит на белом слоне. В основном под Гомбо сахюусаном подразумевается Шестирукий Гомбо сахюусан (санскр. Садбхуджа Махакала), однако существует несколько основных спутников Гомбо сахюусана, это Гонгар - Белый Махакала, Шалши - Четырехликий Махакала.
2. Гонгар сахюусан (санскр. Чинтамани Сита Махакала - Белый Махакала, монг. Сагаан Гомбо сахюусан или Сагаан Этигэл) - мощное божество богатства и процветания. Его тело белого цвета, у него шесть рук, каждая из которых держит разные объекты, стоит на двух белых слонах. Гонгар сахюусан спутник Шестирукого Махакалы.
3. Шагдар сахюусан (от санскр. яз. Ваджрапани - Держащий ваджру, на бур. яз. Очирвани) - эманацию Будды Акшобхьи, хранитель тайн, олицетворяет силу Будд. Ваджрапани изображается в гневной форме - тело синего цвета, одноликий, двурукий, в поднятой правой руке держит очир, левая рука направлена на сердце.
Раннее в 47 бурятских дацанах Очирвани, Намсарай, Гонгар, Сэндэма, Цамба не утверждали основным хранителем дацана. В нынешние время в первые Очирвани был утвержден сахюусаном Якутского дацана.
4. Чойжал сахюусан (от санскр. Каларупа или Яма Дармараджа - Владыка смерти или Царь дармы) - гневная эманация Будды Манзушри (Будда Мудрости), владыка ада (Тамын эзын) находящихся под семи слоями земли, определяющий следствия кармы живых существ.
Чойжал сахюусан имеет особое значение в традиции Гелугпа, поскольку является главным ответственным защитником этой традиции, наряду с Махакалой и Ваджрапани, потому что основатель традиции Гелугпа есть Богдо Зонхава, он в свою очередь является земным воплощением Будды Мудрости.
Тело Чойжал изображается синим (цвет грозного божества), имеющим рогатую бычью голову, двурукий, в правой руке держит жезл, в левой аркан, стоит на быке.
5. Лхамо сахюусан (от санскр. Шри Дэви - Прославленная Богиня, монгл. Охин Тэнгэри) - возникшая из тела Будды Кашьяпы (Будды Кашьяпа - третий Будда благой кальпы), гневная эманация богини Янжима (Янжима - санкр. Сарасвати бурхан, Богиня Мудрости и Поэзии), женского рода защитница, ответственная за нашу Кальпу (кальпа - единица измерения времени в буддизме, продолжающийся 4,32 миллиарда лет, кальпа нашего времени относится к благой кальпе, в этой кальпе предсказано появление тысячи Будд).
Обитель Лхамо находиться близ села Ташир, на горе Бурин хан.
Изображается в виде всадницы на белом муле, цвет тела сине-чёрный. В одной руке она держит дубину с ваджрой, в другой — чашу из черепа.
6. Сэндэма сахюусан (санскр. Сингхамукха - Львиноликая, бур. Уржин Ханда) является хранительницей в женском образе, как Лхамо сахюусан. Она – гневная манифестация дакини Гухья Джняны (Гухья Джняна - богиня возникшая из Будды Амитаюса - Аюша Бурхан). Цвет тела синий, одноликая с головой снежного льва, в позе танца, имеет две руки, держащая в правой руке ваджрный нож, а в левой - чашу из человеческого черепа. Защитница практикующих учения Будды, пробуждения внутренние силы, дающая Сиддхи - сверхъестественные силы.
Раннее обитель Сэндэмы находился в Пакистане, у нас же обитель Сэндэмы находиться в с. Узон, Дульдургинского района вблизи Узонского дацан, в местности Уржин Ханда.
7. Шалши сахюусан - (санскр. Чатурмукха-Махакала - Четырехликий Махакала) хранитель Нетленного тела Хамбо ламы Этигелова, возникший из тела Дэмчог (Дэмчог - санкр. Чакрасамварти - один из идамов, Идам - образ просветлённого существа в Ваджраяне, Ваджраяна - одно из тантрических направлении буддизма, Тантра - общее обозначение тайного пути просветления). Шалши сахюусан является защитником Баргузинкого дацана и Дворца Хамбо ламы Даши Доржо Этигелова.
Шалши сахюусан - хранитель линии тантры Очирдари, также его считают хранителем тела Будды. Цвет тела Шалши сахюусан темно-синий, четыре лица, четыре руки, стоит на демоне.
8. Намсарай сахюусан (от санскр. Вайшравана - Яснослышащий, монгл. Бисман Тэнгэри) - гневная эманация Будды Ратнасамбхавы, ответственный за северную сторону горы Сумера (Сумера - священная гора в космологии буддизма, где она рассматривается как центр всех материальных и духовных вселенных). Также считается хранителем веры (Этигэл).
Намсарай изображают восседающим на белоснежном льве с большим округлым телом жёлто-золотого цвета и с гневным выражением лица. В своей правой руке он держит знамя победы (зонтообразный стяг), а в левой мангуста. Намсарай сахюусан является хранителем Шаргалжинского дугана, сохранивший Ганжур (Ганжур - изречение Будды в 108 томах) в Шаргалжинском дугане.
9. Жамсаран сахюусан (от санскр. Прама Атма - Брат и сестра, тиб. Бегдзе - Покрытый панцирем, монгл. Улаан сахюусан - Красный хранитель или Эгч Дуу - Брат и сестра). Олицетворяет речь Ямантаки (Ямантака - один из идамов). Жамсаран является хранителем наставления Будд.
Обитель Жамсаран на острове озера Байкал, Ольхон.
Жамсаран изображался как вооружённый воин в латах и красной одежде, с красным лицом. В одной руке у него был медный меч, рукоятью которому служит скорпион, в другой - лёгкие и сердце врага.
10. Цамба сахюусан (санкр. Шри Маха Брахма - Великий белый брахман, монгл. Эсруа Тэнгэри) был назначен защитником линии преемственности учения Будды индийским Пандитой Бадмасамбхавой (Бадмасамбхава - основатель буддизма в Тибете). Цвет тела Цамба беловатый как луна, одно лицо, две руки, восседает на белом коне. В традиции бурятских дацанов его почитают как хранителя Индии, ведь учение Будды пришло нам с Индии.